Внесенный в Госдуму законопроект фракции "СРЗП" устанавливает право Правительства ограничивать маркетинговые сборы аптек, которые негативно сказываются на производстве и цене лекарственных препаратов. Подробнее о предложениях рассказал соавтор инициативы, Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов.
"Наш законопроект касается давней практики так называемых маркетинговых контрактов, по которым производители платят продавцам за продвижение своих товаров, – рассказал Сергей Миронов. – Размер этих выплат давно ограничен в продуктовой рознице. Но в обороте лекарств маркетинговые сборы не ограничены, зависят только лишь от аппетитов аптечных сетей, которые на сегодня являются главными "законодателями" цен. Их бонусы постоянно растут, доходят до 30–40%, подчас 80% от стоимости препаратов. На эти деньги крупнейшие аптечные сети расширяются, монополизируют рынки. Производители же вкладывают меньше в развитие и разработки, все больше – в продвижение, и цены на лекарства постоянно растут. Нашим законопроектом мы предлагаем положить конец этой рыночной вакханалии и дать Правительству полномочия ограничивать маркетинговые сборы аптечных сетей".
Согласно законопроекту "СРЗП", совокупный размер бонусов аптечных сетей устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ.
В пояснительной записке указывается, что с практикой "заоблачных маркетинговых сборов" не согласны и сами сотрудники аптек. По опросам, 72% фармацевтов и провизоров отрицательно относятся к бонусам сетям от производителей. Безоговорочно признают пользу маркетинговых договоров лишь 6%.
Это уже не первая попытка законодателей ограничить бонусы аптек, напомнил Сергей Миронов.
"Предыдущий законопроект об ограничении бонусов мы вносили в мае 2023 года, – отметил Председатель СРЗП. – Аптечные сети, опасаясь за свой "навар", тут же выступили с публичными угрозами повысить цены. Предложение в итоге не было поддержано. С противодействием аптечного лобби столкнулась и схожая инициатива "Единой России". Тем не менее проблему нужно решать. Фармацевтика – не просто бизнес, это важнейшая социальная, гуманитарная сфера. Мы видим постоянное подорожание лекарств, за последний год, по экспертным данным, оно составило еще 10–20%. Необходимо государственное регулирование, и мы предлагаем дать Правительству нужные законодательные рычаги".