МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов принял участие в круглом столе, посвящённом проблемам малой авиации РФ в Арктической зоне

18 июня 2025

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов 18 июня принял участие в круглом столе "Крылья Арктики или Арктика без крыльев. Арктическая малая авиация: проблемы и решения". Модератором мероприятия выступил депутат фракции "СРЗП" Федот Тумусов.

Сергей Миронов поблагодарил участников заседания за их активную гражданскую позицию и готовность поделиться знаниями, чтобы решить накопившиеся проблемы. Он подчеркнул, что "две трети территории России относятся к труднодоступным регионам страны, где проживает 17 млн человек, но 47 тыс. населенных пунктов не имеют постоянных дорог, связывающих их с муниципальными центрами". В этих условиях доступность малой авиации является острой необходимостью.

"Проблемами малой авиации мне приходилось заниматься ещё тогда, когда я был Председателем Совета Федерации. И тогда уже всё было плачевно. Но сейчас стало ещё хуже. Вот некоторые цифры. Если в 1991 году у нас было 1302 аэропорта, то в 2013 году их осталось 220. Было ликвидировано 1130 аэродромов местной сети, а это 86%. Переход от социальных тарифов к экономически обоснованным привел к сокращению объемов пассажирских перевозок на легких самолетах в 50 раз. По этой причине более 500 городов лишились авиации, а 20 тыс. населенных пунктов были вообще просто ликвидированы. Производство авиатехники для региональных и местных воздушных линий при отсутствии заказов стало невозможным", – констатировал политик.

Он подчеркнул, что эти тенденции планировалось преодолеть. По прогнозам, "к 2025 году для обеспечения Арктической зоны малой авиацией требовалось бы порядка 490 самолетов, а к 2030 году ещё более 600 самолетов, причем более 70% потребности – аналоги Ан-2 в расчёте на 10 пассажиров в транспортно-пассажирской модификации". К сожалению, с тех пор ситуация изменилась в худшую сторону.

"Мы понимаем, что деградирует вся сфера авиационного обеспечения – а это сложнейшая комплексная система, но особенную тревогу все же вызывает состояние парка самолетов малой авиации. Мы видим, что проблемой малой авиации уже озаботился наш Президент, Владимир Владимирович Путин. Он дал поручение Правительству Российской Федерации принять решения, направленные на ускорение разработки и производства воздушных судов для малой авиации, в том числе легкого многоцелевого самолета "Байкал", с учетом начала его поставок не позднее 2026 года, обеспечив конкурентоспособность таких воздушных судов за счёт их стоимости и летно-технических характеристик и предусмотрев реализацию программ государственной поддержки. Но, как мы видим, дело двигается туго", – информировал он.

Парламентарий выразил надежду на то, что по итогам заседания будет выпущен итоговый документ, который планируется довести до всех заинтересованных организаций и органов власти.

Федот Тумусов согласился с тем, что положение дел в малой авиации в советские времена было лучше, чем сейчас. Он вспомнил, что когда был ребёнком, в аэропорту Верхневилюйского района Якутской ССР постоянно стояли два самолёта Ан-2 и один трёхместный Як.

"Эти самолёты постоянно летали по району, возили людей и даже грузы доставляли. Сегодня ни одного самолёта в моём родном Верхнем Вилюйске нет. Самолёты вообще не летают. Два года назад ещё из Якутска летали, но там в основном доставляли заключённых. Потому что авиабилеты стоят очень дорого. В десять раз дешевле на машине доехать. Долго ехать, но все предпочитают ездить на машине", – поделился наблюдениями депутат.

Федот Тумусов также напомнил о проекте легкомоторного самолёта "Байкал", который, как выразился парламентарий, "умер".

Академик РАН, вице-президент РАН, научный руководитель ЦАГИ Сергей Чернышёв подчеркнул, что Арктика чрезвычайно важна для России и богата месторождениями.

"На территории Арктической зоны находится 83% всего российского газа (шельфовые месторождения), 17% добычи нефти", – сказал он, добавив, что по оценкам учёных "Арктика может обеспечить добычу 90% всего никеля, 60% меди и 96% платиновых металлов и значительный объём редкоземельных металлов".

Главной проблемой Арктики остаётся транспорт. Едва ли не единственное, что может связывать эту территорию с большой землёй, – самолёты. А их катастрофически не хватает. Причём, требования к самолёту связаны с дальностью полёта, которая должна составлять порядка полутора тысяч километров. Это объясняется тем, что подлётных и посадочных площадок очень мало и у воздушного судна нет даже возможности заправиться.

Президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников предложил "помнить Указ Президента РФ Владимира Путина о стратегическом развитии Арктики и национальной безопасности". Он согласился с тем, что малая авиация – это один из самых важных вопросов, которые надо начинать решать незамедлительно.

Заместитель директора НПЦ "Арктика" ООО "АП "МОТОР" Александр Щербинко предположил, что "после окончания СВО коллективный Запад нас в покое не оставит", поскольку ему не даёт покоя богатая Арктика. Он предложил возвести там инфраструктуру с аэродромами и посадочными площадками для малой авиации. Что же касается самолётов, то у нас есть инженеры-конструкторы, способные предложить отличные варианты.

"Энтузиастами выпущен самолёт "Русская Арктика" за счёт прибыли предприятий. Люди в Омске оставались на работе после рабочего дня и создали этот самолёт. Цель модернизации самолёта – повышение свойств воздушного судна, увеличение дальности полёта, экономичности полёта при сохранении взлётно-посадочных характеристик", – сообщил он.

В основе докладов экспертов и специалистов, принявших участие в заседании, фигурировали общие проблемы малой авиации РФ: высокий дефицит летных, инженерно-технических и управленческих кадров; существенный износ воздушных судов, объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры; высокая стоимость поддержания летной годности воздушных судов. Низкий уровень квалификации в сложении с изношенным и устаревшим парком самолётов приводит к неизбежно низкому уровню безопасности полетов, к снижению качества авиауслуг, низким показателям регулярности полетов. Относительно Арктики и Дальневосточных районов все эти проблемы ещё серьёзнее.

По итогам круглого стола его участники решили рекомендовать Правительству РФ разработать и принять комплексную программу развития малой авиации, предусмотрев основные направления: организация серийного производства самолётов для решения транспортных проблем в труднодоступных, в том числе арктических регионах страны; подготовка летного и инженерно-технического состава; создание инфраструктуры – строительство аэродромов, навигационное обеспечение.

См. также

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International